Что необходимо знать о поверке счетчика тепла

Что необходимо знать о поверке счетчика тепла

Зачем нужна поверка

Основная задача прибора – давать точные показания. В случае с расходомерами от корректности данных зависит прозрачность и справедливость взаиморасчетов поставщика ресурсов с потребителем. В противном случае устанавливать счетчики не имеет смысла. Ведь какая-то из сторон все равно останется в убытке.

Фильтры тепломера засоряются со временем, узлы загрязняются от соприкосновения с рабочей средой, детали истираются. Так называемый естественный износ существенно влияет на точность измерений. Но еще больше теплосчетчик портится от неудовлетворительных условий эксплуатации:

  • чрезмерно горячая рабочая среда,
  • воздух в теплоносителе,
  • резкая смена давления в теплопроводе,
  • неподходящие технические характеристики выбранной модели прибора,
  • монтаж с нарушением технологии.

Если не выявить пострадавший от негативных факторов счетчик своевременно, последствия нанесённого одной из сторон материального ущерба приобретут масштабные размеры. Метрологические испытания предотвращают использование неисправного прибора. Если поверка покажет, что отклонения показаний измерителя выше нормы, устройство придется заменить на новое.

Кроме того, при поверке тепломеры проходят техническое обслуживание. Прибор разбирают, чистят и при необходимости настраивают. Профилактические работы повышают срок и качество эксплуатации агрегата.

Своевременность поверки отслеживает собственник помещения. Опаздывать с проведением мероприятия нельзя. Поставщик энергии не примет показания расходомера с просроченной поверкой. Расчет за тепло начислят по нормативу или усредненным данным общедомового теплосчетчика. И в том, и в другом случае сумма в графе отопление поднимется на 30-80%.

Поверочные сроки и виды поверки

Первичная поверка приборов проходит непосредственно на заводе после изготовления. В продажу выходят образцы с приемлемыми показателями. Через какое время проводить следующую очередную поверку, указано в техпаспорте устройства. Отсчет межповерочного периода начинается с даты первичной поверки, а не с момента приобретения или установки ИПУ. Покупая прибор учета, обратите на это внимание.

Срок очередного метрологического испытания устанавливает производитель. Перед выпуском в широкую продажу новая модель проходит тестирование. На основании результатов определяется межповерочный период и рекомендуемый срок службы. Большинство отечественных измерителей тепла поверяются 1 раз в 4 года или в 6 лет. В продаже имеются модификации, поверочный срок которых наступает через 10 лет.

Агрегаты зарубежного производства, судя по параметрам, отмеченным в техпаспорте, эксплуатируются дольше и поверяются реже. Но практика показывает, что импортные аналоги не приспособлены к российским условиям эксплуатации. Внутренняя и внешняя агрессивная среда выводит их из строя гораздо раньше. Поэтому эксперты рекомендуют остановить свой выбор на устройствах отечественного производства.

Помимо первичной и очередной поверок, тепломер может подвергнуться внеочередной поверке. Организовывается процедура, если поставщик тепла или потребитель подвергли сомнениям точность измерений до наступления очередного поверочного периода.

Автоматизированная доставка тепловой энергии до каждой квартиры позволяет энергетикам отследить разницу в расходе ресурса и оплате в течение одного-двух месяцев. Заметив отклонения, как правило, в пользу пользователя, они организовывают внеочередную поверку за свой счет. Если результат подтвердил подозрения, с собственника помещения взыскивают затраты на метрологические исследования и недоплату за потраченный ресурс.

Когда сомнения в правдивости показаний ИПУ появились у потребителя, он, как правило, просто меняет счетчик тепла на новый, а не заказывает поверку. Теоретически возможно доказать свои убытки и подсчитать их размер. Но взыскивать ущерб с ресурсопоставляющей компании придется через суд. Процесс сопряжен с рядом дополнительных материальных затрат и потерей времени. Заменить тепломер гораздо проще.

Советы экспертов по поверке теплосчетчиков

  1. Поверка измерителя тепла требует аккредитации. Проверяйте наличие и статус Аттестата аккредитации компании на сайте Росаккредитации.
  2. Процедура проводится только в лаборатории. Для этого счетчик демонтируют и отвозят на место испытаний. Предложения о поверке тепломера на дому – мошенничество.
  3. Снятие пломбы перед демонтажем выполняется только представителем поставщика тепловой энергии. Заранее заявите в компанию о намерении заказать поверку.
  4. Замена батарейки в устройстве проводится в лаборатории или на заводе-изготовителе. Есть смысл поменять элемент питания одновременно с поверкой, чтобы не снимать ИПУ 2 раза.
  5. Постановка на учет поверенного прибора осуществляется вновь приглашенным сотрудником ресурсопоставляющей организации.
  6. Выбор между поверкой и заменой тепломера не всегда очевиден. Учитывайте следующие факторы:
  • остаточный эксплуатационный срок,
  • наличие признаков погрешности,
  • удобство в использовании модели,
  • совет независимого эксперта из аккредитованной организации. 

Статьи

Полезная информация